Чемпионаты Мира формулы-1.

  • Предистория Чемпионатов Формулы
  • Гонки на Приз Гордон-Беннетта
  • Первые Grand Prix
  • Автоспорт в Новом Свете
  • Начало компрессорной эры
  • Кризис Больших Призов
  • 1934-1937
  • 1938-1940
  • Новое возрождение
  • Флаги Формулы
  • Правила Формулы
  • Обзор правил Формулы
  • Словарь терминов Формулы
  • Техника Формулы
  • Двигатель и топливо
  • Тормоза
  • Кокпит
  • Подвеска
  • Коробка передач
  • Монокок
  • Пит стоп
  • Снаряжение
  • Чемпионат 1950 года
  • ЧМ 1951 года
  • ЧМ 1952 года
  • ЧМ 1953 года
  • ЧМ 1954 года
  • ЧМ 1955 года
  • ЧМ 1956 года
  • ЧМ 1957 года
  • ЧМ 1958 года
  • ЧМ 1959 года
  • Чемпионат 1960 года
  • ЧМ 1961 года
  • ЧМ 1962 года
  • ЧМ 1963 года
  • ЧМ 1964 года
  • ЧМ 1965 года
  • ЧМ 1966 года
  • ЧМ 1967 года
  • ЧМ 1968 года
  • ЧМ 1969 года
  • Чемпионат 1970 года
  • ЧМ 1971 года
  • ЧМ 1972 года
  • ЧМ 1973 года
  • ЧМ 1974 года
  • ЧМ 1975 года
  • ЧМ 1976 года
  • ЧМ 1977 года
  • ЧМ 1978 года
  • ЧМ 1979 года
  • Чемпионат 1980 года
  • ЧМ 1981 года
  • ЧМ 1982 года
  • ЧМ 1983 года
  • ЧМ 1984 года
  • ЧМ 1985 года
  • ЧМ 1986 года
  • ЧМ 1987 года
  • ЧМ 1988 года
  • ЧМ 1989 года
  • Чемпионат 1990 года
  • ЧМ 1991 года
  • ЧМ 1992 года
  • ЧМ 1993 года
  • ЧМ 1994 года
  • ЧМ 1995 года
  • ЧМ 1996 года
  • ЧМ 1997 года
  • ЧМ 1998 года
  • ЧМ 1999 года
  • Чемпионат 2000 года
  • ЧМ 2001 года
  • ЧМ 2002 года
  • ЧМ 2003 года
  • ЧМ 2004 года
  • ЧМ 2005 года
  •  


    ЧМ 1963 года.

    Реклама:

     

    ЧМ 1963 года - Чемпионаты Мира формулы-1

    После окончания сезона 1962 года участие в Формуле 1 прекратили две команды, бывшие до этого в рядах лидеров: «Porsche» и «Bowmaker». Правда, автомобили обеих продолжали появляться на этапах чемпионата мира, но уже в цветах частных команд. На высокие результаты они, естественно, рассчитывать не могли, и главными фаворитами чемпионата остались «Lotus» и BRM. Джим Кларк продемонстрировал в 1962 году огромный потенциал новой модели «-25», но ему весь сезон мешали технические неполадки.

    В то же время действующий чемпион Грэхем Хилл был полон решимости отстоять свой титул. Неплохо проведшая сезон 1962 года команда «Cooper» также вполне могла составить конкуренцию «Lotus» и BRM. Первая гонка сезона 1963 года прошла 26 мая в Монако. Первый ряд на старте заняли вице-чемпион и чемпион мира: Кларк (1 мин 34,3 с) и Хилл (1 мин 35,0 с).

    В начале гонки лидировал Хилл, затем Кларк обогнал его и ушел в приличный отрыв. Но коробка передач на его «Lotus» не выдержала гоночных нагрузок, и на семьдесят девятом круге Кларк прекратил борьбу (в конце концов, он был квалифицирован лишь восьмым с отставанием в 22 круга).

    «Owen Racing Organisation» спокойно завершила гонку победным дублем: Хилл выиграл гонку, одержав первую из своих пяти побед в Монако, а Ричи Джинтер стал вторым. За третье место боролись Брюс Мак-Ларен на «Cooper» и Джон Сертиз на «Ferrari»; Мак-Ларен финишировал третьим, а Сертиз — четвертым. Поул-позицию на втором этапе чемпионата мира в Бельгии занял Хилл, но в начале гонки его опередил Кларк. Гонка проходила под сильным дождем, что повлекло за собой множество аварий. Колин Чэпмен просил организаторов остановить гонку, но получил отказ.

    Как показало время, в случае удовлетворения просьбы Чэпмен сам лишил, был свою команду победы — Кларк чувствовал себя на мокрой трассе куда увереннее конкурентов и выиграл. Для троих гонщиков, стартовавших с первого ряда, — Хилла, Дэна Герни и Вилли Майресса — бельгийский этап закончился достаточно бесславно: Хилл из-за поломки коробки передач сошел на восемнадцатом круге, десятью кругами покинул гонку Майресс, а Герни финишировал только третьим с кругом отставания, позади Мак-Ларена, ставшего теперь лидером чемпионата. Внимание также привлекла и новая итальянская команда ATS, основанная группой уволенных из «Ferrari» конструкторов.

    Правда, кровожадным планам отомстить Коммендаторе не суждено было сбыться — на старте Фил Хилл и Джанкарло Багетти заняли лишь семнадцатое и двадцатое места и оба сошли из-за неисправностей еще в первой половине гонки. ATS участвовала еще в четырех гонках сезона, где выглядела столь же жалко, после чего прекратила свое существование. Гран-При Нидерландов, третий этап чемпионата, вновь прошел при подавляющем господстве Кларка, который имел в этой гонке score parfait и опередил всех соперников на круг или более.

    Герни стал вторым, Сертиз — третьим, а Иннес Айрленд на BRP — четвертым. Хиллу вновь не повезло: двигатель постоянно перегревался, все попытки долить радиатор не возымели желаемого действия, и за одиннадцать кругов до финиша BRM остановилась окончательно. Во Франции Кларк опять был вне конкуренции: тот же «джентльменский набор», то есть score parfait. Единственное, в чем он уступил своему достижению в Зандвоорте, — второй призер гонки (а им стал Тони Маггс на «Cooper») отстал от Джима менее чем на круг (+1 мин 04,9 с).

    Еще ровно через девять секунд после Маггса финишную черту пересек Хилл: его автомобиль заглох на старте, и в гонку Хилл ушел с посторонней помощью, за что его лишили полученных четырех очков. Второй пилот BRM Джинтер был в первых рядах, но пробитый камнем радиатор вынудил его сойти уже на пятом круге. Четвертым в Реймсе стал двукратный чемпион мира Джек Брэбхэм на автомобиле «имени себя». Его команда очень существенно прибавила по сравнению с прошлым годом, и в Великобритании «Черный Джек» занял на старте четвертое место (последнее в первом ряду), а затем на первые три круга возглавил гонку.

    Неплохо показал себя и Герни, но до финиша оба они не добрались: поломки двигателей. Кларк тем временем нисколько не был деморализован столь неожиданным соперничеством и, обогнав Брэбхэма на четвертом круге, одержал свою четвертую победу подряд. За второе место вели борьбу Хилл и Сертиз, и когда у Хилла в последнем повороте кончилось топливо, Сертиз финишировал вторым. Хилл все же смог накатом доехать до финиша и обеспечить себе четыре очка — первые для него после Монако.

    После пяти гонок Кларк имел 36 очков, в то время как занимавший второе место Джинтер — только 14, а делившие третье и четвертое Хилл и Сертиз — лишь по 13. 12 очков было у Герни, а 10 имел Мак-Ларен. В Кубке Конструкторов у «Lotus» было 37 очков (в зачет пошло также шестое место Тревора Тэйлора в Монако), в то время как ни одна из остальных команд не взяла и двадцати.

    Победная серия Кларка была наконец прервана в Германии 4 августа, где выиграл Сертиз. Кларк, несмотря на то, что к концу гонки из восьми цилиндров в его двигателе работал всего один, сумел удержать за собой второе место с отставанием от победителя в 1 мин 17,5 с. Третьим стал Джинтер, который даже лидировал в течение первого круга, а четвертым — Герхард Миттер на «Porsche» команды «Maarsbergen». Хилл опять сошел, на этот раз из-за сломавшейся коробки передач. На втором круге в повороте Flugplatz вылетел с трассы Вилли Майресс. Его автомобиль сбил одного из маршалов, а сам Майресс тяжело пострадал.

    Седьмая гонка сезона состоялась в Италии. Сертиз был не прочь выиграть и здесь, тем более что болельщики «Ferrari», за которую он выступал, от всей души желали ему победы. Начало получилось неплохое — поул-позиция с 1,2 с отрыва от Хилла, — но в гонке, которая, как обычно в Монце, превратилась в непрерывную схватку за лидерство, Сертизу пришлось сражаться с Хиллом, Кларком и Герни.

    Для него все закончилось на семнадцатом круге из-за сгоревшего двигателя. Ближе к концу гонку покинули Хилл и Герни: у первого отказало сцепление, у второго начались неполадки в топливной системе, — а шедший после этого вслед за Кларком Джинтер отставал уже более чем на минуту. В итоге произошло то, что и должно было произойти: Кларк без особых проблем довел Гран-При до победного конца и стал чемпионом мира досрочно, за три этапа до конца чемпионата, что явилось выдающимся достижением. Джинтер с Мак-Лареном заняли остальные два места на подиуме.

    Выиграв в Монце, Кларк одержал пятую победу в сезоне и имел, таким образом, 51 очко — всего на три меньше максимально возможной суммы. Джинтер, шедший вторым, располагал всего лишь 24 очками, Сертиз (третий) — 22: настолько велико было преимущество Кларка. Эта пара, в свою очередь, довольно далеко оторвалась от Мак-Ларена (14 очков), Хилла (13) и Герни (12). В Кубке Конструкторов «Lotus» с 51 очком был уже недосягаем для конкурентов.

    На протяжении почти всего сезона Хилл страдал от недостатка надежности своих автомобилей, но на Гран-При США они с Кларком поменялись ролями: двигатель на автомобиле Кларка заглох на старте, и особой роли в гонке он не играл. В свете этого Хиллу пришлось сражаться не с Кларком, а с Сертизом. Постоянно сменяя друг друга на месте лидера, они прошли восемьдесят два круга, после чего на «Ferrari» «кончился» двигатель, и Хилл выиграл. Вторым стал Джинтер, за третье место смог-таки «уцепиться» Кларк, хотя и отстал от Хилла на круг. Четвертым стал Брэбхэм, пятым — Бандини, который сменил Майресса в «Ferrari», а шестым — Карел Годен де Бофор на «Porsche» собственной «Ecurie Maarsbergen».

    Гонка в Мексике после прошлогодней, прошедшей вне чемпионата, в 1963 году впервые получила статус Гран-При. Кларк, хотя и стал уже чемпионом, выиграл шестую гонку в сезоне в своем традиционном стиле — быть первым везде, где только возможно. Брэбхэм финишировал вторым. Третье место долго удерживал за собой Сертиз, но ему пришлось заехать в боксы для исправления неполадок, после чего его автомобиль не смог самостоятельно сдвинуться с места.

    «Ferrari» растолкали, но это было уже нарушением регламента, по которому гонщик не имел права использовать постороннюю помощь при возвращении на трассу, и Сертиз был дисквалифицирован. В итоге третьим стал Джинтер, четвертым — Хилл (оба они испытывали проблемы с коробками передач). Кларк одержал седьмую победу в сезоне в ЮАР, на 1 мин 06,8 с опередив Герни и на круг и более — остальных во главе с Хиллом.

    По итогам всех десяти этапов Джим взял 73 очка — совершенно фантастический результат для того времени, — но в зачет пошли лишь 54. Впрочем, и этого хватило для того, чтобы иметь почти двукратное преимущество над разделившими второе и третье места Хиллом и Джинтером. Максимальное количество очков, взятое Кларком, означало для «Lotus» и победу в Кубке Конструкторов с таким же количеством очков. Команда BRM имела их в полтора раза меньше.

    Личный зачет:
    Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
    В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.

    Место Гонщик Автомобиль Очки

    Д. Кларк «Lotus-Climax-25» 54
    Г. Хилл BRM-P61 29
    Р. Джинтер BRM-P61 29
    Д. Сертиз «Ferrari-156B» 22
    Д. Герни «Brabham-Climax-BT7» 19
    Б. Мак-Ларен «Cooper-Climax-T66» 17
    Д. Брэбхэм «Brabham-Climax-BT7» 14
    Т. Маггс «Cooper-Climax-T66» 9
    И. Айрленд BRP-BRM-1 6
    Л. Бандини BRM-P57
    «Ferrari-156B» 6
    И. Бонньер «Cooper-Climax-T66» 6

    Кубок конструкторов:
    Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
    В зачет идут шесть лучших результатов из десяти гонок.

     








  • Австралии
  • Австрии
  • Англии
  • Аргентины
  • Бахрейна
  • Бельгии
  • Бразилии
  • Венгрии
  • Германии
  • Голландии
  • Европы
  • Испании
  • Италии
  • Канады
  • Китая
  • Люксембурга
  • Малайзии
  • Марокко
  • Мексики
  • Монако
  • Пескары
  • Португалии
  • Сан Марино
  • США
  • Тихий Океан
  • Турции
  • Франции
  • Швейцарии
  • Швеции
  • Южной Африки
  • Японии
  • Benetton
  • Brabham
  • BRM
  • Cooper
  • Ferrari
  • Lotus
  • Matra
  • McLaren Mercedes
  • Renault
  • Tyrell
  • Vanwall
  • Williams BMW
  • Toyota
  • BAR Honda
  • Sauber Petronas
  • Jordan
  • Minardi Cosworth
  • Jaguar Racing
  • Айртон Сенна
  • Алан Джонс
  • Ален Прост
  • Альберто Аскари
  • Грэм Хилл
  • Денни Халм
  • Джеймс Хант
  • Джек Брэбэм
  • Джеки Стюарт
  • Джим Кларк
  • Джоди Шектер
  • Джон Сёртиз
  • Джузеппе Фарина
  • Дэймон Хилл
  • Жак Вильнёв
  • Йохен Риндт
  • Кеке Росберг
  • Майк Хоторн
  • Марио Андретти
  • Мика Хаккинен
  • Михаэль Шумахер
  • Найджел Мэнселл
  • Нельсон Пике
  • Ники Лауда
  • Фил Хилл
  • Хуан Мануэль Фанхио
  • Эмерсон Фиттипальди
  • Фернандо Алонсо

  • © 2008 Formula.dljatebja.ru
    При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна!